Мя́син Леонид Фёдорович (1895-1979), артист балета, балетмейстер. В 1912-14 в Большом театре (Москва). В 1914-28 (с перерывом) в труппе С. П. Дягилева. Постановки: «Полночное солнце» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (1915), «Парад» Э. Сати (1917), «Треуголка» М. де Фальи (1919), «Стальной скок» С. С. Прокофьева (1927), «Парижское веселье» на музыку Ж. Оффенбаха - М. Розенталя (1938) и др. В 1932-46 в труппе «Балле рюс де Монте-Карло» (с 1933 главный балетмейстер). Оказал большое влияние на развитие европейского и американского балета, первым на Западе обратился к постановке балетных симфоний, которые заняли одно из главных мест в его творчестве.
* * *
МЯСИН Леонид Федорович - МЯ́СИН Леонид Федорович [27 июля (8 августа) 1895/1896, Москва - 15 марта 1979, Боркен, Германия], русский и американский танцовщик, балетмейстер.
В 1912 окончил Московское театральное училище (педагог А. А. Горский (см. ГОРСКИЙ Александр Алексеевич)), в том же году был принят в Большой театр (см. БОЛЬШОЙ ТЕАТР в Москве). С 1914 - солист труппы «Русский балет Дягилева», в 1915 дебютировал в труппе С. П. Дягилева (см. ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович) в качестве балетмейстера-постановщика. Поставил более 70 одноактных балетов. Среди лучших постановок дягилевского периода: «Волшебная лавка» (на музыку Дж. Россини (см. РОССИНИ Джоаккино) - О. Респиги (см. РЕСПИГИ Отторино) , 1919), «Треуголка» (на музыку М. Фальи (см. ФАЛЬЯ Мануэль), декорации П. Пикассо (см. ПИКАССО Пабло), 1919), «Весна священная» И. Ф. Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович) (1920). В 1916 дебютировал также как танцовщик в США.
В 1921 покинул Дягилева и создал свою труппу, с которой гастролировал по Южной Америке. В 1924 вернулся к Дягилеву, с которым работал вплоть до его кончины (1929).
В 1930-е гг. занимался создание нового хореографического жанра - симфонического балета, пытаясь выразить хореографическими средствами симфонии Л. ван Бетховена (см. БЕТХОВЕН Людвиг) и Г. Берлиоза (см. БЕРЛИОЗ Гектор).
В 1932-1937 работал в труппе «Русский балет Монте-Карло», в 1938-1943 выступал как танцовщик, балетмейстер и художественный директор уже собственной труппы под таким же названием.
В 1944 принял гражданство США, но с 1947 ставил в основном в Европе («Художник и его модель» на музыку Ж. Орика (см. ОРИК Жорж), 1949, «Гарольд в Италии» на музыку Берлиоза, 1951, «Дон Жуан» на музыку Кр. В. Глюка, (см. ГЛЮК Кристоф Виллибальд) 1959 и др.).
Принимал участие как один из постановщиков в знаменитом английском фильме-балете «Красные башмачки» (1949) в постановке австралийского балетмейстера Р. Хэлпмена. Автор мемуаров «Моя жизнь в балете» (1968).